Главная      Пресса      События
События
Публикации
Интервью

Медленно, но уверенно: Производство субстанций лекарственных средств в России

За последние несколько лет в России отмечаются тенденции к развитию производства активных фармацевтических ингредиентов (АФИ). Российские производители субстанций лекарственных средств не только возобновляют их выпуск, но и расширяют перечень производимых АФИ. Тем не менее, потенциал бизнеса по производству субстанций лекарственных средств в России используется не в полной мере. Об этом пишет Аpteka.ua – специализированное медицинское и фармацевтическое интернет-издание.

Исследовательской компанией «PMR» был проанализирован фармацевтический рынок России. По ее подсчетам, внутренние потребности фармацевтического рынка России в субстанциях лекарственных средств обеспечиваются лишь на 15%. Сложившаяся на фармрынке России ситуация обусловлена высокими затратами на производство АФИ и невысокой конкурентоспособностью российских фармацевтических производителей по сравнению с другими странами – поставщиками фармацевтического сырья.

Конкурентоспособность российских АФИ

После 1991?г. производство АФИ в России было сокращено в условиях снижения рентабельности производства в результате отмены налоговых льгот для производителей лекарственных средств. По данным компании «PMR», сегодня экспортная стоимость АФИ локального производства из России существенно выше таковых по сравнению с другими странами – поставщиками сырья:
Экспортная стоимость АФИ в некоторых странах мира в денежном выражении (доллары США, за контейнер длиной 6,1 м).
• Китай – 500
• Латвия – 600
• Эстония – 725
• Литва – 870
• США – 1050
• Индия – 1055
• Украина – 1560
• Россия – 1850

Российским производителям лекарственных средств выгоднее ввозить АФИ из других стран, чем закупать их у локальных изготовителей субстанций. В связи с низкой стоимостью импорта АФИ из Китая и Индии, большая часть потребностей фармацевтической промышленности России в субстанциях обеспечивается этими двумя странами. Неоспоримым преимуществом для фармкомпаний при принятии решения об импорте субстанций лекарственных средств, выступают низкие затраты при импорте АФИ именно из этих стран. На протяжении последних 3 лет, значение этого преимущества начало уменьшаться в связи с постепенным нивелированием значительных различий в цене импорта субстанций лекарственных средств из Китая и других стран мира. В 2008?г. ввоз АФИ из Китая обходился российским операторам наполовину дешевле, чем импорт таковых из стран-поставщиков Центральной и Восточной Европы.

Проблема внедрения GMP

На пути развития российской фармацевтической промышленности актуальной проблемой остается внедрение среди производителей лекарственных средств стандартов GMP (Good Manufacturing Practic – GMP). Процесс внедрения национальных стандартов GMP происходит медленными темпами, и сроки перехода откладывались уже несколько раз. Тем не менее сегодня перед всеми фармкомпаниями России стоит задача полного соответствия требованиям GMP к январю 2014?г. Переход российских фармпроизводителей на данные стандарты предоставит возможность России присоединиться к фармацевтической системе ВОЗ по обеспечению контроля качества произведенных лекарственных средств. Существует вероятность того, что при отсутствии финансовых ресурсов для внедрения стандартов GMP, к установленному сроку многие небольшие российские компании, которые в настоящее время производят АФИ по низким ценам, будут вынуждены остановить свое производство. На сегодня также можно констатировать весьма ограниченное знание правил внедрения GMP среди фармкомпаний и непонимание их основ руководством большинства компаний, даже если способ производства продукции этими предприятиями соответствует стандартам ISO.

Инновационное будущее

Для повышения конкурентоспособности российских фармацевтических производителей и развития локальной фарминдустрии в целом правительством России были предприняты шаги в этом направлении. Федеральная целевая программа (ФЦП) «Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации в период до 2020 года» («ФАРМА 2020») предназначена для стимулирования перехода фармацевтической промышленности России на инновационную модель развития. Для реализации этой программы планируется инвестировать около 36 млрд рублей (900 млн евро) в развитие отрасли и профинансировать строительство около 200 тыс. м? объектов по производству стерильных и нестерильных лекарственных средств. Таким образом, для зарубежных компаний в будущем может быть создана благоприятная ситуация для налаживания более выгодного сотрудничества с российскими фармкомпаниями по вопросам контрактного производства и других видов партнерства.

Премьер-министр России Владимир Путин пообещал, что из федерального бюджета страны до 2020?г. будет выделено 120 млрд руб. (3 млрд евро) для реализации программы «Фарма 2020». Эти средства будут инвестированы в модернизацию российской фармацевтической промышленности. Предполагается, что частные инвестиции от российских и зарубежных производителей лекарственных средств могут составить около 68 млрд руб. (1,7 млрд евро). Из общей суммы государственных и частных инвестиций в размере 188 млрд руб. (4,7 млрд евро) на проведение исследований и разработок будет выделено 154 млрд руб. (3,8 млрд евро).
По итогам реализации в 2020?г. правительственной стратегии Российской Федерации «ФАРМА 2020» предполагается достигнуть увеличения доли локальных производителей до 50% общего объема внутренних потребностей России в лекарственных средствах в денежном выражении. До 2016?г. планируется локальное производство 90% лекарственных средств по номенклатуре из Перечня стратегически значимых лекарственных средств, Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Также к 2016?г. предполагается восьмикратное увеличение объема экспорта по сравнению с 2008?г. Все эти меры могут послужить для зарубежных компаний стимулом к налаживанию производства своих лекарственных средств в России через локальные компании.

Рынок лекарств в России
Основной целью при внедрении программы российского правительства «Фарма 2020» является импортозамещение и намерение достигнуть равенства удельного веса локального и зарубежного производителя в денежном выражении на фармрынке России. Сложившаяся на сегодня в фармотрасли России ситуация свидетельствует о необходимости ускорения процесса реализации планов программы «Фарма 2020». Отмечающаяся тенденция отставания темпов прироста общего объема розничных продаж и госпитальных закупок лекарственных средств в натуральном выражении российского производства и рост показателей в денежном выражении позволяет сделать вывод об увеличении доли локальных производителей только за счет повышения стоимости лекарственных средств.

По итогам I полугодия 2011?г. суммарный объем рынка России, включающий розничные продажи, льготное лекарственное обеспечение (ЛЛО) и госпитальные закупки (составной частью которых являются закупки общегосударственных тендеров) составил 11,8 млрд дол. США за 2,8 млрд упаковок. При этом в денежном выражении соотношение удельного веса зарубежных и локальных производителей составило 75:25. По натуральному показателю российскими фармкомпаниями было аккумулировано 63% общего объема розничных продаж и госпитальных закупок, а зарубежными – соответственно 37%.

Какой же тренд выявлен по каждому из этих сегментов? По итогам I полугодия 2011?г. объем розничных продаж лекарственных средств в России увеличился на 15% в денежном и на 3% в натуральном выражении, достигнув 7,7 млрд дол. за 2,2 млрд упаковок. При этом превалирующую долю в общем объеме розничных продаж в денежном выражении продолжают занимать зарубежные производители лекарственных средств. В I полугодии 2011?г. удельный вес локальных производителей в общем объеме розничных продаж по денежному показателю составил 27,4%, увеличившись, таким образом, на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2010?г. По результатам розничных продаж, прирост зарубежных производителей в денежном выражении меньше, чем у отечественных, а в натуральном выражении тренд был противоположным – превалирование прироста зарубежных производителей над локальными.
В госпитальных закупках доля локальных фармкомпаний уменьшается как в денежном, так и в натуральном выражении. В отличие от розничных продаж, прирост госпитальных закупок в денежном выражении у локальных производителей уступал в I полугодии 2011?г. таковому зарубежных по сравнению с аналогичным периодом 2010?г. В натуральном выражении зарубежные производители продемонстрировали увеличение объема госпитальных закупок на 40%, а локальные фармкомпании – убыль этого показателя на 4,6%. Доля препаратов российского производства в общем объеме госпитальных закупок лекарственных средств в натуральном выражении сократилась до 64% по итогам I полугодия 2011?г. В аналогичный период 2010?г. этот показатель составлял 72%. В сегменте ЛЛО отмечен прирост локальных производителей как в денежном, так и в натуральном выражении. При этом доля зарубежных фармкомпаний по-прежнему остается значительной и составляет 89% в денежном и 69% в натуральном выражении. При сокращении удельного веса российских производителей в госпитальном сегменте и незначительном уменьшении доли в сфере розничных продаж в натуральном выражении, локальные фармкомпании продемонстрировали рост в сегменте ЛЛО по денежному и натуральному показателю.
Сегодня перед операторами фармрынка России выдвинуты серьезные требования, направленные на их будущее развитие в рамках программы «Фарма 2020». В случае реализации этой программы Россия имеет шанс стать производителем высокотехнологичной фармацевтической продукции, повысив уровень развития своей фармотрасли до мирового и повысив конкурентоспособность своих производителей как на внутреннем, так и на мировом рынке. Для этого потребуются скоординированные действия со стороны государства и участников фарминдустрии страны по реализации программы «Фарма 2020» и активное внедрение стандартов GMP среди российских производителей лекарственных средств.

При подготовке материала использовались данные исследовательской компании «PMR», опубликованные в докладе «Фармацевтическое контрактное производство и поставщики АФИ в России, Украине и странах Балтии, 2011 г.», а также российского центра маркетинговых исследовании «Фармэксперт».


Московские аптеки



Программа  |  Госзаказчики  |  Конкурсы  |  Формирование тематики  |  Контракты  |  Пресса  |  Экспертиза  |  Карта сайта